Возрастной подход в воспитании


Возрастной подход в воспитании
   — учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В.п. - конкретизация принципа природосообразности воспитания (см. Принципы воспитания).
   Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Однако некоторые специалисты рассматривают возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к трактовке содержания воспитания только как подготовки к жизни, к объектному отношению к человеку, игнорированию самоценности личности в каждый момент её существования, а субъективно - к искажению временной перспективы, возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
   Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. Характеристики той или иной возрастной группы определяются историческими, социальными, культурными изменениями, которые свойственны группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой.
   В.п. требует знания возрастных особенностей: неравномерности развития отдельных физиологических, психических и социальных процессов; изменений в познавательной, двигательной, эмоциональной и других сферах, а также в содержании, формах и способах взаимодействия с людьми; динамики отношений в семье, коллективе; появления новых потребностей и интересов и способов их реализации; процессов самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения; специфики кризисных этапов развития (см. Кризисы возрастные) и т.п.Педагогика учитывает не только достигнутый уровень развития человека определённого возраста, но и возможности влияния на этот процесс (в т.ч. и исходя из понятия зоны ближайшего развития). Особое интегрирующее значение имеет положение о том, что на каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд задач, от решения которых зависит его личностное развитие. В.п. призван создавать условия для их эффективного решения.
   Условно можно выделить три группы задач для каждого возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи - достижение определённого уровня биологического созревания, физического и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные объективные и нормативные различия. В.п. разрабатывает оптимальные условия питания, ухода за ребёнком, систему физического и сенсорно-моторного развития, мер коррекции отклонений в развитии, способы стимулирования осознания ценности здоровья, здорового образа жизни; формирует позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные каноны женственности и мужественности, адекватное восприятие человеком человеческой сексуальности (с учётом этнокультурных традиций). Социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), с одной стороны, предъявляются к личности институтами воспитания, с другой - существуют в виде определённых норм и ценностей в общественной практике. В.п. определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для решения этих задач, фактически выполняя социальный заказ формирования гражданина, семьянина, труженика и т.д. Социально-психологические задачи - становление самосознания личности, её самоопределение в жизни. Помощь личности в решении этих задач может быть оказана через развитие у неё рефлексии и саморегуляции, а также создание условий для адекватного самопознания, личностно-значимых и социально-приемлемых самореализации и самоутверждения. Необходимо учить человека ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и его личностным ресурсам; вносить в них коррективы в связи с изменением объективных обстоятельств, способам сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов. Задача, не решённая в определённом возрасте, может проявиться через длительный период и вызвать нежелательные изменения в развитии, трудно поддающиеся педагогической коррекции.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 39-40)
   Ч313.31

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Возрастной подход в воспитании" в других словарях:

  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД в воспитании — учёт и использование закономерностей развития личности (физиол., психич., социальных), а также социально психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В. п. конкретизация принципов приро досообразности воспитания… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ — учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, соц.), а также соц. психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом …   Педагогический словарь

  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД — в воспитании учёт и использование закономерностей развития личности (физиол., психич., социальных), а также социально психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В. п. конкретизация принципов приро досообразности …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Личностный подход — (в пед.)     последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Л.п. базовая ценностная ориентация педагога,… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. развития и как к субъекту воспитат. взаимодействия. Проблема воспитания личности традиционна для педагогики. Её значение… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Антропологический подход к воспитанию — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/25 декабря 2012. Пока процесс обсужден …   Википедия

  • Социализация — (от лат. socialis общественный)     развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин С. заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней… …   Педагогический терминологический словарь

  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный), развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроиз ва культуры общества. Термин «С.» заимствован из политэкономии, где он обозначал обобществление земли, средств произ ва и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Виктимология — (от лат. victime жертва и греч. logos понятие, учение)     социально педагогическая область знания, изучающая различные категории людей жертв неблагоприятных условий социализации. Термин В. заимствован из криминологии, специальный раздел которой… …   Педагогический терминологический словарь

  • СКАУТИЗМ — (от англ. scout разведчик), система воспитания детей, подростков и юношества. Находит своё выражение в общественном детском и юношеском движении, основанном на принципах скаутинга пед. методики организации дет. внешкольного воспитания. С.… …   Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Биология. 8 класс. Учебник, А. А. Каменский, Н. Ю. Сарычева, Т. С. Сухова. Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха" и в линию учебников "Живая природа" для 5-9 классов, в основу которых положен системно-структурный… Подробнее  Купить за 426 руб
  • Биология. 8 класс, А. А. Каменский. Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» и в линию учебников «Живая природа» для 5–9 классов, в основу которых положен системно-структурный… Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.